[Генрих Корнелий; лат. Agrippa ab Nettesheym] (14.09.1486, Неттесгейм близ Кёльна - 18.02.1535, Гренобль), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой, один из главных представителей ренессансного скептицизма. Выходец из знатной семьи, А. Н. учился в ун-тах Кёльна (1499-1502) и Парижа (между 1502 и 1507), читал лекции по теологии в ун-тах Доля и Кёльна, служил дипломатом, активно занимался врачебной практикой (в 1521-1523 в Женеве, в 1523-1524 во Фрейбурге, в 1524-1527 в Лионе в качестве лейб-медика вдовствующей королевы Луизы Савойской, с 1528 - в Антверпене), позволявшей ему одновременно осуществлять алхимические опыты. В 1529-1531 гг. был придворным историографом Маргариты Австрийской, наместницы в Нидерландах, и имп. Карла V. За время своих странствий А. Н. посетил Англию, где познакомился с евангельскими штудиями Д. Колета, и Италию (1511-1518), где углубил свои представления о гуманистическом «платоновском богословии», герметизме и каббалистике и заинтересовался скептическими мотивами творчества Дж. Пико делла Мирандола. Особенно многим в своем идейном развитии А. Н. был обязан Эразму Роттердамскому. В рамках традиций гуманизма А. Н. выступал с критикой схоластики, церковной иерархии, монашества. В соч. «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva» (О недостоверности и тщете наук и искусств. Антверпен, 1530) он подверг критике ограниченные возможности состояния науки, характерный для нее культ авторитетов, высказывался против слепого следования им, однако не распространял своего скептицизма ни на познавательные возможности разума, ни на вопросы религии. Решительно осуждая черную магию, чрезмерные увлечения астрологией, претензии алхимиков и т. д., А. Н. в то же время ратовал за «естественную магию», сочетание опытных и теоретических знаний о природе, основанных на представлениях о всеобщей связи вещей.
Характерные особенности круга интересов, представлений и метода А. Н. проявились в его трактате «De occulta philosophia» (Об оккультной философии. Ранний вариант -1510; 1-е изд.- 1531; окончательный вариант - Köln, 1533). А. Н. рассматривал специфику взаимосвязи и соподчиненность трех миров: природного мира элементов, мира астрально-небесного и Божественного мира, постигаемого только духовно. Их общей первопричиной является Архетип, Верховный Творец; к нему же восходит и сила, пронизывающая все сущее,- Мировая Душа. А. Н. пытался сблизить христ. мудрость с языческой (неоплатонизм, герметизм), сочетать космософию с теологией естественной религии и религией откровения. Особое внимание он уделял описанию 3 видов магии: «естественной», «небесной» и «обрядовой»,- приуготовляющих дух человека к познанию истины. Маг предстает у А. Н. отнюдь не в облике колдуна, но как священнодействующий мудрец и пророк. В целом построения А. Н. все же не дают реального синтеза. Однако, несмотря на то что они эклектичны, их стержнем остаются представления о слове Божием как магистральном пути к истине и особом достоинстве человека как творения по образу и подобию Божию, способного изменять мир. Духовные искания А. Н., характерные для эпохи Возрождения, в т. ч. его обращение к различным способам познания и попытки согласования различных мировоззренческих систем на христ. основе, были связаны также с его надеждами на реформу не только наук, но и Церкви, на возврат к идеалам чистоты и простоты первоначального христианства, к-рый выдвигали поборники Реформации.